Россия и Украина никак не могут выйти из состояния «холодной торговой войны»
Между Москвой и Киевом, похоже, начинается очередная таможенная война. Очередная – но не такая же, как раньше. Если в прошлые годы проблемы в отношениях России и Украины решались «полюбовно», за закрытыми дверями высшего руководства стран, то сейчас оба государства являются полноправными членами ВТО, и просто так договориться не получится.
На этот раз, как ни странно, дело не в газе. Сегодняшний спор – вокруг рынков сбыта. Горячее желание украинской стороны получить доступ к российским прилавкам и витринам наталкивается на столь же бодрую решимость Москвы получить взамен в лице Украины надёжного и предсказуемого союзника. Как высказался на этот счёт Владимир Путин, «наши украинские коллеги думали, что мы шутим, до какого-то времени, но потом поняли, что это не шутки». «Мессидж» России в адрес Киева сформулирован в нехитрой дилемме: либо вступайте в Таможенный союз, либо платите на общих основаниях.
«Нэзалэжной» в этом вопросе приходится действительно нелегко. Украинская продукция, по понятным причинам, конкурентоспособна только у ближайших соседей, и чем соседи дальше, тем более примитивный товар, вроде зерна, способна продавать ему Украина. Оставшиеся со времён Советского Союза боевые комплексы и остатки промышленности не в счёт, погоды они не делают.
Если бы украинское руководство действовало прагматично, думая, прежде всего, о стране и людях, то его выбор в пользу Таможенного союза был бы очевиден в первую очередь для него самого.
Украинский товар, прежде всего пищевая и швейная промышленность, потенциально весьма востребован на российском рынке. Да и в сельском хозяйстве украинцам стоило бы взглянуть на пример Белоруссии, которая успешно выдавливает польских и бразильских конкурентов с рынка мясной продукции. Магазины с красно-зеленой расцветкой и надписью «Купляйце беларускае» давно уже не редкость в России. Учитывая, что Украина вчетверо больше Белоруссии по населению, она способна произвести гораздо больший объём аналогичного товара, и поэтому цена за единицу украинской продукции на российском рынке может быть ниже белорусского аналога.
Увы, Киев не желает прислушиваться к подобным расчётам. Так получилось, что после развала СССР власть на Украине захватили люди, чья возможность усидеть на верхушке напрямую зависела от того, как сильно и настойчиво они будут отталкивать доставшуюся им страну от России. У нас, впрочем, в 90-е годы к власти пришли люди точно такого же менталитета. Однако в России национал-компрадоров сумели оттеснить сначала по-хорошему жадные люди, сообразившие, что миллионы долларов в их карманах чего-то стоят, пока «эта страна» способна нанести ядерный удар. А уже после этого в российской властной элите стали всё чаще появляться те, кого принято называть ёмким словом «государственники».
На Украине, увы, этапа государственнической реконкисты не случилось, там до сих пор держат власть всё те же люди, что взяли её в конце 1980-х. Отсюда и разница подходов двух стран в любых взаимных конфликтах. Сегодня политику в Киеве делают в основном яростные крикуны, ревущие о «москальской угрозе» и впадающие в истерику от разговоров о равноправии русского и украинского языков. Сама Украина тем временем постепенно вымирает. Молодые и сильные разъезжаются в крупные города, а то и просто уезжают в соседнюю Россию или в Евросоюз. И если в России им реально можно кем-то стать, то в Евросоюзе они нужны лишь потому, что, в отличие от турок, они – белые.
Впрочем, и у нас имеются силы, не желающие сближения двух государств. Украинским националистам вторят отечественные либералы. Они заявляют, что Украину кормить слишком дорого, что украинцы – это другие люди, что хватит этих имперских амбиций, а возможные базы НАТО под Белгородом – это бред «красных фашистов». Хочется напомнить, что не так давно бредом казалось вхождение Польши и Прибалтики в блок НАТО и что «имперские» амбиции сегодня свойственны скорее Евросоюзу, в куда так спешат, закусив удила, «анти-интеграционные» силы по обеим сторонам российско-украинской границы. И вообще, идеологическое единство украинских «самостийщиков» и российских либералов выглядит столь гармоничным, что хочется спросить их: вы-то уже объединились, так отчего же народам нельзя?
Обращаем ваше внимание что следующие экстремистские и террористические организации, запрещены в Российской Федерации: «Свидетели Иеговы», Национал-Большевистская партия, «Правый сектор», «Украинская повстанческая армия» (УПА), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ, ДАИШ), «Джабхат Фатх аш-Шам», «Джабхат ан-Нусра», «Аль-Каида», «УНА-УНСО», «Талибан», «Меджлис крымско-татарского народа», «Мизантропик Дивижн», «Братство» Корчинского, «Тризуб им. Степана Бандеры», «Организация украинских националистов» (ОУН).