«Салют-7». К просмотру обязателен

22.10.2017 14:30

Снят «Салют-7» НАСТОЛЬКО круто, как мы раньше никогда и ничто не снимали.

s7


О новом «космическом» фильме «Салют-7» говорить гораздо сложнее, чем кажется на первый критический взгляд. Потому что разум говорит одно, а слегка прифигевшие эмоции просят этот самый разум немножко помолчать и дать ещё раз пережить послевкусие картины.


Ну что ж, дадим слово разуму, и сверим его с эмоциями.


Разум говорит следующее:


— сценарист постарался на 7 из 10


— актёры – на 8


— операторы – на 9. Или даже на 10!


Начнём с того, на что закрыть глаза не получится – на сюжетные ляпы и шероховатости. Как ни странно, я ни слова не буду говорить о технической стороне миссии советских космонавтов к сломавшейся орбитальной станции и о том, что, конечно, там всё было не так динамично и драматично. Я просто не считаю себя вправе спорить с Виктором Савиных, автором книги «Записки с мёртвой станции» и участником той экспедиции на орбиту: «По существу вранья нет. Поэтому в целом фильм пришелся по душе. А если бы я не работал в космосе, понравился бы еще больше»


Ну да, отламывать детали пришлось на самом деле монтировкой, а не молотком, и пожара в том полёте не было (был в другом), и жена у одного из космонавтов в те дни не рожала. Но была и проблема холода внутри, и неисправных солнечных батарей, и сложностей при стыковке. Поэтому «минус» сценаристам не за это – за переработанный базовый фактаж, я считаю, ругать их не нужно, они не вышли из границ вполне допустимого творческого вымысла.


А вот за что стоит поругать – так это за ставшие уже какой-то дурной традицией в современном кинематографе «фиги в кармане» — кукиши государству, армии, начальству. Тут, как по заказу, пошла не только пошлость, но и в комплекте с ней откровенная глупость: начнём с того, что кровожадные планы сбить орбитальную станцию ракетой с земли в 1985 году – это ненаучная фантастика, первый такой опыт был проделан только в 2008 году. Но маньяк-военный всё рвётся сбивать, хоть с людьми на борту, хоть без. Военные, тычет нам в лицо кукиш кино, — они такие, уууу!


Далее, падение несчастного куска металла величиной просто с большую фуру никаких «разрушений целого региона» не могло вызвать в принципе, не говоря уже о каких-то там «хиросимах», и не стоило так паниковать ни нам, ни пиндосам. Наконец, сама завязка сюжета: рисковать жизнями людей-«пешек», чтобы станцию не захватили американцы (как? У «Шаттла» не было технических возможностей стыковки с «Салютом») – это типа «грудью на амбразуру»? Russian style?


Вот это мне не понравилось. Да и другие мелочи были, не раздражающие, а так – тривиальные. Все эти шаблонные ходы с жёнами и так далее. Решили, что называется, не заморачиваться.


Актёры – сыграли хорошо. Да там, собственно, такие актёры, что плохо сыграть они просто не могли. Деревянко хоть тачанку махновскую дай, хоть космический корабль – орёл-мужчина! А Вдовиченков ещё лучше. Вот только Александр Самойленко, сыгравший руководителя полётов, в большинстве ракурсов был ТАК похож на Петра Порошенко, что я каждый раз непроизвольно отсутствовавший наган искал! Но он тоже классно сыграл, чего уж.


b2582ccc6430372092f7a0c67250d9


Но не актёрской игрой крут «Салют-7» и не сценарно-режиссурные огрехи там главное. А крут он – вот реально, настолько, что достоин эпитетов «эпохальный», «переломный» и «великий» — операторской работой. Не спецэффектами как таковыми, а всем визуальным киноязыком.


Снят «Салют-7» НАСТОЛЬКО круто, как мы раньше никогда и ничто не снимали. Виды космоса, невесомость, все спецэффекты – это настолько великолепно, что просто забываешь, где находишься. Снято настолько ВКУСНО, настолько старательно, с любовью и вниманием ко всему, вот ко всему вообще, что важно и нужно, что… ну, я, короче, даже не знаю. Снято, в общем шедеврально!


Впрочем, а чего удивляться? Снимал-то Сергей Астахов, оператор Балабанова. «Брат» и «Брат-2», «Война» и «Мне не больно» — это всё он. И вопрос даже не в том, что «он плохо снять не мог» — нет, вот именно фильм про космос он снял гораздо круче, чем всё до этого. Видимо, это его звёздный час как творца.


А ведь именно вот эта «взятая планка» и составляет суть события «Салют-7». Киноязык современного российского кино был, давайте будем откровенными, устаревшим. Ну, не получалось у нас толком снимать ни блокбастеры, ни экшены, на фантастику, ни даже крепкие боевики. Что-то постоянно со вкусом подводило – со всеми этими фишками и приёмчиками (не обязательно, кстати, голливудскими – просто из эпохи международного современного кино, хоть европейского, хоть азиатского). Иногда получалось, от момента к моменту, от фильма к фильму, а целостного стиля по-настоящему эффектного, «потрясного» кино не создавалось.


И вот – количество перешло в качество. Получилось круто без малейших скидок и натяжек. А это значит: процесс непременно пойдёт, и вскоре у нас будут новые, не менее, а и более впечатляющие современные фильмы на самые разные темы. Фильмы, в которых мы увидим по-настоящему масштабные сражения и катастрофы, схватки и погони, полёты и погружения. И увидим, наконец-то, про нас – про нашу историю, наши победы и наши драмы: так, как оно всё этого заслуживает – захватывающе и эпично!


Вот поэтому фильм «Салют-7» стал – уже стал! – настоящим событием. Событием, которое открывает перед нашим кинематографом новую эпоху. Это действительно как полёт в космос!



Григорий Игнатов


Закрыть

Новости партнеров

Загрузка...

Написать комментарий

Лента Новостей

Загрузка...

Загрузка...