Герои среди нас

7DTNLFrHmdIВ толкучке метро, чтобы убить повседневную скуку, читаю про древних римлян. Легкость популярного переложения хрестоматийных историй наводит блеск на золотых орлов, на панцирную бронзу легионов. Поверх голов соотечественников гляжу в тоннельную тьму – вижу невозможных героев, латинских титанов духа, с которых делали жизнь восемьдесят поколений землян.

Вот Цинциннат, добровольный изгнанник. Он оторвался от плуга, чтобы немедля примчаться в Рим по зову сената, собрать войско, выдвинуться навстречу подступившему врагу, разбить его в блистательной битве, спасти город и снова вернуться к плугу, не требуя ни наград, ни славы, – он провернул всё, по легенде, за день. Даже через двадцать пять веков человечество впадало в экстаз, читая об этом подвиге самоотречения, называя в честь римлянина тайные общества и города на другом конце земли.

Я гляжу во тьму – но, вопреки всякой логике, в уме крутятся обрывки знаменитого видеоролика с ютьюб: несколько человек лезут по окнам и друг по дружке на объятый пламенем третий этаж обычного московского дома. Один долез, нырнул в дымную пропасть обречённой комнаты, через полминуты вновь выполз к проёму и сбросил вниз, на руки толпы, под восторги зевак, живое ещё тело хозяина-инвалида. Спустился сам. А потом ролик обрывается – и с ним прерывается история. Герой не найден, его имя неизвестно – да он и не думал объявляться. Миллионы зрителей увидели без­ымянный подвиг человека, который между делом спас незнакомца, а затем, не требуя наград или славы, вернулся к обыденной жизни.

В толкучке метро, чтобы убить повседневную скуку, читаю про древних римлян. Легкость популярного переложения хрестоматийных историй наводит блеск на золотых орлов, на панцирную бронзу легионов. Поверх голов соотечественников гляжу в тоннельную тьму – вижу невозможных героев, латинских титанов духа, с которых делали жизнь восемьдесят поколений землян.

Вот Цинциннат, добровольный изгнанник. Он оторвался от плуга, чтобы немедля примчаться в Рим по зову сената, собрать войско, выдвинуться навстречу подступившему врагу, разбить его в блистательной битве, спасти город и снова вернуться к плугу, не требуя ни наград, ни славы, – он провернул всё, по легенде, за день. Даже через двадцать пять веков человечество впадало в экстаз, читая об этом подвиге самоотречения, называя в честь римлянина тайные общества и города на другом конце земли.

Я гляжу во тьму – но, вопреки всякой логике, в уме крутятся обрывки знаменитого видеоролика с ютьюб: несколько человек лезут по окнам и друг по дружке на объятый пламенем третий этаж обычного московского дома. Один долез, нырнул в дымную пропасть обречённой комнаты, через полминуты вновь выполз к проёму и сбросил вниз, на руки толпы, под восторги зевак, живое ещё тело хозяина-инвалида. Спустился сам. А потом ролик обрывается – и с ним прерывается история. Герой не найден, его имя неизвестно – да он и не думал объявляться. Миллионы зрителей увидели без­ымянный подвиг человека, который между делом спас незнакомца, а затем, не требуя наград или славы, вернулся к обыденной жизни.

Вот в книге – Гай Муций. Держит в огне свою правую руку, испепеляет взором царя, дышит запахом собственного мяса. Царь отшатнулся, увёл войска от Рима, героя прозвали Сцеволой и запомнили в веках. А я вспоминаю кадры с амурского наводнения: эмчеэсовцы вцепились в длиннющую ленту, своими телами сдерживают напор великой реки ради спасения целого города. Кто знает их имена? Кто запомнил их лица? Герои среди нас бродят неузнанными, молча ездят в метро, но перед ними пасует стихия и отступают реки. Расскажут ли о них в детских книжках?

Вот три римских консула с одинаковым именем Публий Деций Мус: дед, отец и сын. Умерли они тоже одинаково – бросившись на копья врага; потому что в трёх битвах честь и обстановка требовали от каждого именно такой искупительной жертвы. Любые сравнения лживы – но недавно вдруг вся страна узнала, что в злосчастном волгоградском автобусе две юные девушки спасли множество людей вокруг, просто уступив место смертнице. Они увидели гипс на ее руке – и не могли не встать: так они были воспитаны. Обе погибли, приняв смерть первыми, – но их спонтанный сочувственный жест себе на погибель привёл к снижению разлёта осколков, сохранил десятки жизней.

Герои среди нас – нечаянные, обыкновенные. Герои по долгу, по случаю, по неколебимому внутреннему намерению, которое вынуждает стоять и держать там, где проще упасть и сдаться. Вторгаясь в бессмертие, они и думать не думают о хрестоматиях или ютьюбе. Но если жизнь нам окончательно не опротивела, так лишь из-за разлитого вокруг чувства торжественной тайны, превращающей в зеркало тоннельную тьму. Вот эта тайна: мир может быть любым на выбор, подвиг и вечность отстоят от нас на расстоянии вытянутой руки – протяни и дотронешься, – а героем способен стать каждый.

В этом и заключается, пожалуй, смысл энциклопедий и газет, мифов и кино – пестовать подвиг и ежеминутно рождать героев. Этим-то мы и займемся.


Обращаем ваше внимание что следующие экстремистские и террористические организации, запрещены в Российской Федерации: «Свидетели Иеговы», Национал-Большевистская партия, «Правый сектор», «Украинская повстанческая армия» (УПА), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ, ДАИШ), «Джабхат Фатх аш-Шам», «Джабхат ан-Нусра», «Аль-Каида», «УНА-УНСО», «Талибан», «Меджлис крымско-татарского народа», «Мизантропик Дивижн», «Братство» Корчинского, «Тризуб им. Степана Бандеры», «Организация украинских националистов» (ОУН).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Правила использования материалов

Информационные тексты, опубликованные на сайте jpgazeta.ru могут быть воспроизведены в любых СМИ, на серверах сети Интернет или на любых иных носителях без существенных ограничений по объему и срокам публикации. Цитирование (републикация) фото-, видео- и графических материалов ЖП требует письменного разрешения редакции ЖП. При любом цитировании материалов на серверах сети Интернет активная ссылка на газету «Журналистская Правда» обязательна. 18+

© 2020 ЖУРНАЛИСТСКАЯ ПРАВДА 18+