Загрузка...

История как праздник

11.11.2013 11:26

088888888888Две памятные даты стоят совсем рядом в нашем календаре. Они окрашены разными цветами. 4 ноября – чёрно-золотисто-белым, 7 ноября – красным. Между ними – всего два дня и целых три века отечественной истории. Но ни одной из этих дат не дано заслонить собой или растворить в себе другую. И те, кто признает важной и значимой только одну из них, отрицая и попирая вторую, – по сути, отрицает и попирает обе сразу. А вместе с ними – и всю историю нашей страны. Потому что история не может быть «дырявой», с вырванными из неё кусками целых эпох, объявленных «неправильными». Принять такую версию истории – всё равно, что надеть на себя изодранную и грязную одежду. Собственно, этого и добиваются все недруги и ложные друзья России, пытаясь лишить нас нашей истории, любыми способами разорвать и испачкать её.

Нет общей, единой, цельной истории – нет и единого народа, нет и единой страны. Ни одна конституция, даже самая идеальная, здесь не поможет. Право не заменит историю, закон бессилен без памяти.

И не надо разделять исторические даты между монархистами, националистами и коммунистами – надо объединять их. Хотя объединение чаще всего случалось в годину испытаний и бед. Но изгнание польско-литовского войска из Кремля в 1612 году и советская революция 1917 года неразрывно связаны между собой. Не только потому, что эти события окаймляют историю царской династии Романовых-Голштейн-Готторпских, её начало и её конец. Но и потому, что обе знаменовали собой преодоление периода смут и развала, возрождение России в новой форме – не отрицающей, а дополняющей и развивающей все прежние.

Две памятные даты стоят совсем рядом в нашем календаре. Они окрашены разными цветами. 4 ноября – чёрно-золотисто-белым, 7 ноября – красным. Между ними – всего два дня и целых три века отечественной истории. Но ни одной из этих дат не дано заслонить собой или растворить в себе другую. И те, кто признает важной и значимой только одну из них, отрицая и попирая вторую, – по сути, отрицает и попирает обе сразу. А вместе с ними – и всю историю нашей страны. Потому что история не может быть «дырявой», с вырванными из неё кусками целых эпох, объявленных «неправильными». Принять такую версию истории – всё равно, что надеть на себя изодранную и грязную одежду. Собственно, этого и добиваются все недруги и ложные друзья России, пытаясь лишить нас нашей истории, любыми способами разорвать и испачкать её. 

Нет общей, единой, цельной истории – нет и единого народа, нет и единой страны. Ни одна конституция, даже самая идеальная, здесь не поможет. Право не заменит историю, закон бессилен без памяти. 
И не надо разделять исторические даты между монархистами, националистами и коммунистами – надо объединять их. Хотя объединение чаще всего случалось в годину испытаний и бед. Но изгнание польско-литовского войска из Кремля в 1612 году и советская революция 1917 года неразрывно связаны между собой. Не только потому, что эти события окаймляют историю царской династии Романовых-Голштейн-Готторпских, её начало и её конец. Но и потому, что обе знаменовали собой преодоление периода смут и развала, возрождение России в новой форме – не отрицающей, а дополняющей и развивающей все прежние. 

То же самое надо сказать и о нынешней государственной форме нашей страны. Двадцать с небольшим лет назад, 5 октября 1993 года, поднимая – на память! – у расстрелянного Дома Советов обрывок спирали Бруно, я думал, что мою Родину убили враги, и за эту смерть им надо будет обязательно отомстить. 

Я ошибался. Рана лишь казалась смертельной. Россия не только выжила – она сохранила свой «цивилизационный код», сломать или заменить который стремились «демократы»-ельцинисты. Эта вивисекция им не удалась. Как не удались обе попытки их предшественников в 1612-м и в Феврале 1917-го. 

Но рана еще не зажила, она кровоточит, и Раскол истории в нашем обществе сегодня не менее глубок и опасен, чем Раскол веры в XVII веке. Вражда прошлого может лишить Россию будущего. «Дом, разделенный в основании своём, не устоит», – эту евангельскую истину еще никто никогда нигде не отменял. 

В 2004 году, установив 4 ноября как День народного единства, совпадающий с православным праздником в честь Казанской иконы Божией Матери, власть лишила государственного праздничного статуса день советской революции 7 ноября, в 1991—2004 годах именовавшийся Днём согласия и примирения. Для государства, которое во всех отношениях является правопродолжателем СССР, а вовсе не Московского царства/Российской империи, решение, мягко говоря, спорное. 

Наверное, эту ситуацию можно и нужно изменить, установив общие праздничные Дни народного единства 4—7 ноября. Не забывая, что жертв Смутного времени (по сути, такой же гражданской войны, отягощенной внешним вторжением, «литовским разорением») в 1604—18 годах было не меньше, а относительно общей численности населения страны – даже больше, чем через три века, в 1918—22 годах, когда без иностранного вмешательства тоже не обошлось. Такой общий праздник будет самым лучшим учебником отечественной истории.


Новости партнеров

Загрузка...

Написать комментарий

Лента Новостей

Загрузка...