Территориальная целостность государства или право его народа на самоопределение — какой из принципов находится сегодня на первом месте?
«Журналистская правда» выясняет, какой из двух основополагающих принципов, определенных когда-то ООН, сегодня находится в приоритете. Итак, территориальная целостность государства или право его народа на самоопределение — какой из принципов находится сегодня на первом месте?
Александр Зотов, дипломат, в 1995 году – специальный представитель Президента РФ по боснийскому урегулированию.
— Одно часто противоречит другому. Такая вот коллизия существует в международном праве.
Основополагающим, на мой взгляд, должен быть принцип права нации на самоопределение, являющийся даже в большей степени идеологическим. Хотя государство, в зависимости от обстоятельств, может защищать свою позицию, оперируя то к одному, то к другому принципу.
Когда мы говорили о территориальной целостности Сербии, то Запад решил сделать право на самоопределение приоритетным, активно поддержав Косово. В итоге мы получили косовскую проблему…
Фёдор Лукьянов, журналист-международник, главный редактор журнала «Россия в глобальной политике».
— Ответа здесь нет. Это противоречие заложено в международном праве первоначально. И решается это всегда по ситуации. В зависимости от того, кто и что может сделать, доминирует либо одно, либо другое.
Если есть сила и возможность реализовать тот или иной принцип, будь то право на самоопределение или право не отпустить, решение остается за сильной стороной. А все остальные могут соглашаться или не соглашаться, это большой роли не играет.
Сейчас, если в целом смотреть на тенденцию не в смысле трактовки, что правильно и что неправильно, а на то, как именно это развивается, то, конечно, право на самоопределение постепенно берет верх. Это началось еще с середины 20 века, с деколонизаций после Первой Мировой войны, с распада империй. Весь 20 век — постепенное преобладание права на самоопределение над правом на сохранение некоей целостности. Косово — это уже совсем вершина айсберга, когда дробление началось на совсем мелкие сущностям.
И если говорить о сегодняшних тенденциях, то, конечно, разделение является гораздо более явственным процессом, нежели наоборот.
Обращаем ваше внимание что следующие экстремистские и террористические организации, запрещены в Российской Федерации: «Свидетели Иеговы», Национал-Большевистская партия, «Правый сектор», «Украинская повстанческая армия» (УПА), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ, ДАИШ), «Джабхат Фатх аш-Шам», «Джабхат ан-Нусра», «Аль-Каида», «УНА-УНСО», «Талибан», «Меджлис крымско-татарского народа», «Мизантропик Дивижн», «Братство» Корчинского, «Тризуб им. Степана Бандеры», «Организация украинских националистов» (ОУН).