В медиацентре “Патриот” обсудили развитие русской Арктики

3 mn read

Арктика становится все более привлекательной для бизнеса: там располагаются огромные природные богатства и самый быстрый водный путь из Азии в Европу. Россия по очевидным географическим причинам является лидером в освоении этого региона нашей планеты.

Сегодня в медиацентре «Патриот» состоялся эфир на тему «Борьба за Арктику. Кто угрожает интересам России за полярным кругом?», который полностью можно посмотреть здесь.

Гость эфира Тишков Аркадий Александрович, председатель рабочей группы Международные научные инициативы в Российской Арктике, главный научный сотрудник Института географии РАН, член-корреспондент РАН, заслуженный деятель науки РФ, почетный работник охраны природы РФ, рассказал, что в Арктике уже наступало определённое потепление в 20-40 годах. Тогда морской путь работал в оба конца, но в конце 30-х ледовый режим изменился. Сейчас изменения климата показали, что в одних потепление в разгаре – западный сектор, а чем дальше на восток тем более отличий от глобальных изменений. В каждом регионе свои особенности. С каждым годом все сложней подойти к рабочим местам. Газодобытчики и экологи обратили внимание что проводка судов к месту добычи углеводородов оказывается сложной.

Потепление есть, но оно выходит на плато. Наблюдение наших гидрометеостанций уже перестали давать максимальные показатели. Интенсивность в каждом регионе разная. Надо адаптироваться к цикличности а не ждать пока здесь наступят тропики. Нам надо осваивать север но с мыслью что не всегда будет такая благоприятная температура.

Первая заявка на признание части шельфа в Арктике не удалась, тогда не хватило доказательств. Сейчас их хватает, наши гидрографы провели исследования и доказали что это продолжение нашего шельфа, и сейчас сомнений нет, что это наше. ООН практически уже восприняло этот факт. С теми же аргументами мы смогли отстоять Камчатский шельф. То же самое здесь с Арктическим шельфом. Но это уже политика. Камчатский шельф считался интернациональными водами там ловили рыбу все, но мы там открыли месторождение и не нужен был проходной двор, поэтому он теперь наш.

Швыткин Юрий Николаевич, депутат ГД, заместитель председателя Комитета ГД по обороне, заявил, что реакция на военный ледокол Норвегии на Северном морском пути будет.

Военная группировка РФ в Арктике находится для обеспечения порядка и выполнения стратегии социально-экономического развития Арктики. Конфликтный потенциал в этом регионе у нас существует и этот корабль тому подтверждение.

Северный морской путь – коридор мирового значения. Там есть возможность развить транспортную инфраструктуру. И только в рамках определенных договоренностей возможно совместное его освоение.

Данилов Дмитрий Александрович, заведующий отделом европейской безопасности Института Европы РАН, профессор Московского государственного института международных отношений (Университета) МИД России, уверен, что Россия действ в рамках международного права в Арктике. Есть конвенция по морям и другие документы, так же есть договоренности в рамках арктического совета. Другое дело, что трактовка права зависит от политических преференций других стран.

Чиновник не считает, что Россия отстает в освоении Арктики, даже скорее наоборот. И это заботит других. Россия является основным экономическим агентом в этой зоне, если мы посмотрим на программу развития ледокольного флота, то США только-только начали этим заниматься.

Мы имеем право размещать военные объекты на своей территории, и, если мы это делаем, значит в этом есть необходимость из-за существующих угроз. Россия выступает за мирную Арктику, но это не значит, что мы не должны развивать соответствующую инфраструктуру.

Журавель Валерий Петрович, ведущий научный сотрудник, руководитель Центра арктических исследований Института Европы РАН, кандидат педагогических наук, доцент считает, что вопрос развития северного морского пути важен. Президент подписал новую стратегию развития Арктики и один из ключевых пунктов в нем северный морской путь. Это наша транспортная национальная стратегия. Сейчас идет динамика увеличения грузопотока по СМП. Сравнивать с Суэцким каналом конечно рано, там за день проходит столько сколько за год через СМП. Но тем не менее, в прошлом году по этому пути прошло свыше 30 млн тонн грузов, постоянно идёт увеличение. В этом году пока 20,5 млн. тонн. В силу различных причин в том числе с пандемией.

Ледоколы позволяют круглогодично обеспечивать перевозку по морскому регистру у нас свыше 40 ледоколов различной направленности. Ядро составляют атомные ледоколы – около 8. Сейчас в состав российского флота принят ледокол Арктика серии 222-20. До 25 года еще будет 4 ледокола таки серии. 2 уже строится. Еще строятся 3 ледокола серии Лидер.

Краев Глеб Николаевич, кандидат географических наук, эксперт по вечной мерзлоте и парниковым газам в Арктике, отметил, что в регионе потепление гораздо сильнее чем на все земном шаре. Там теплеет на 2-4 градуса, тогда как на Земле на 1-2 градуса.

Плюс таяние мерзлоты. А это нарушение инфраструктуры: здания дороги построены на вечной мерзлоте и все это рушится. Построить новое экономически нецелесообразно. Но создание арктической стратегии дает понять, что ситуация будет меняться и будут больше следить за инфраструктурой.

Андрей Золотков, директор АНО «БЕЛЛОНА» (Мурманск) ответил на экологические претензии к Северному морскому пути. В международной морской организации идет речь о прекращении использования мазута. В Арктике он является дополнительным стимулом для таяния льда. Эта тема муссируется в отношении северного морского пути. Арктика – это одна из наиболее уязвимых точек планеты. Арктика – это кухня погоды, это признано всем миром, там формируется климат.  Поэтому к развитию надо подходить очень осторожно. Надо рассматривать ее как объект повышенного внимания который мы обязаны развивать, но современными методами, которых требуют обстоятельства сложившиеся в мире.

0
0

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Правила использования материалов

Информационные тексты, опубликованные на сайте jpgazeta.ru могут быть воспроизведены в любых СМИ, на серверах сети Интернет или на любых иных носителях без существенных ограничений по объему и срокам публикации. Цитирование (републикация) фото-, видео- и графических материалов ЖП требует письменного разрешения редакции ЖП. При любом цитировании материалов на серверах сети Интернет активная ссылка на газету «Журналистская Правда» обязательна. 18+

© 2020 ЖУРНАЛИСТСКАЯ ПРАВДА 18+