Загрузка...

Валдайский призыв

27.09.2013 17:33

RUSSIA-POLITICS-PUTIN


Президент Путин провозгласил национальную идею России


Валдайская речь Путина — одна из вех на историческом пути возрождения России, звено в ряду таких знаковых выступлений, как статья 1999 года «Россия на рубеже тысячелетий», Мюнхенская речь 2007 года, выступление о патриотизме в Краснодаре 12 сентября 2012 года, Послание Федеральному собранию 12.12.12, итоговое выступление в Стрельне. Она не реакция на что-то и не импровизация, но часть продуманного плана, который раскрывается перед народом и миром постепенно, по мере необходимости реализации очередного этапа. Все предыдущие этапы решали наиболее насущные задачи и вместе с тем подводили Россию к Валдайской речи — речи, поставившей проблему национальной идентичности и даже обозначившей ключевые моменты будущей государственной идеологии.


Той самой идеологии, запрет на которую законодательно введён Конституцией 1993 года и отсутствие которой позволяет навязывать России чужеродную и предельно тоталитарную идеологию под видом образа жизни — свободного и единственно правильного. «Валдайский клуб» — не случайный адресат данной речи. Путин пришёл туда, чтобы заявить западникам в лицо, что Россия порывает с идеологической зависимостью от Запада и при построении государства ориентируется на собственные традиции и ценности. Примечательно, что программа юбилейного заседания «Валдая» была на этот раз «спущена» из администрации президента, и либералы-западники вынуждены были обсуждать то, о чём они боялись даже подумать, — русскую национальную идентичность, самобытность.




Признавая проблему национальной идентичности фундаментальной, Путин объявляет, что государство возвращает себе задачу её формирования. Тем самым восстанавливается естественная защита народа от враждебных идеологических вирусов. В то же время он специально предупреждает, что возвращение государства к своим истокам не означает навязывание сверху монопольной идеологии. Нынешняя Россия слишком хорошо усвоила опыт СССР, когда были созданы практически стерильные условия для господствующей теории, и люди в итоге оказались без малейшего иммунитета перед вирусами, запущенными во время «перестройки». Путин призывает граждан России к творчеству, напоминает, что осмысление культурных, духовных и политических традиций есть не нечто застывшее, а «живой организм». И чтобы он был здоровым и развивающимся, необходима крепкая иммунная система, которая вырабатывается в том числе и в прямой борьбе с чужими враждебными ценностями.

Российское государство приглашает к созидательной работе все политические силы — от либералов до коммунистов, от западников до славянофилов, и просит только одного — чтобы они научились слышать друг друга. В то же время власть чётко очерчивает границы дозволенного в процессе построения идентичности. Никто не имеет право нарушать суверенитет, самостоятельность и целостность России. Выйдя за эти «красные линии», любой автоматически становится вне процесса и признаётся маргиналом. Тем самым отсекается всё разрушительное, все те, кто привык ставить свои собственные политические амбиции выше интересов всей России. Судя по всему, новые правила игры, заявленные властью, моментально усвоили сидевшие в зале оппозиционеры-болотники, которые отзываясь на «Володя» и «Ксюша», вели себя покладисто и не истерично. Но отсекаются не только они — в равной степени властью отсекаются все радикалы со всех сторон: поклонники Советского Союза, которые ставят теорию коммунизма выше живой России; поклонники царской России до 1917 года, которые ценят «хруст французской булки» выше живой России и не хотят признать советский период нашей истории; русские псевдонационалисты, которые своё неправильное понимание русскости ставят выше живой России; либералы-гайдаровцы, которые ради сектантской преданности либертарианскому учению готовы убить живую Россию, уничтожить русский народ.

Власть объявляет, что живая Россия превыше всего, Россия сама по себе ценность. Её существование — территория, государство, народ, которые, кстати, не противопоставляются друг другу, но воспринимаются как взаимозависимые части единого целого — становятся тем самым ценным и дорогим, что необходимо пуще всего оберегать, хранить и совершенствовать. «У нас больше нет не только права, но и возможности бросать в топку развития миллионы людей. Нужно беречь каждого». Сбережение России объявлено одним из краеугольных камней национальной идеологии.

Но сбережение не абы какой России, а основанной на своих исконных традициях и высоких идеалах. Подчёркиваю, не искусственных теориях и надуманных догмах, а живых идеалах, в которые верили отцы, деды и наши давние предки многие столетия подряд. Но чтобы обрести их, возродить в своей душе, необходимо восстановить в умах русских людей цельное восприятия собственной истории, уважение ко всем её периодам. Это особенно подчеркнул Путин в валдайской речи, чётко проартикулировав задачу восстановления «целостности исторической ткани». В этом и есть залог здорового самосознания и искреннего патриотизма. «Сживить» историю России, понять высокий замысел Бога всех коллизий российской истории — значит обрести самих себя, понять место русских в истории и снять с глаз пелену, сформированную западной пропагандой.

А замысел Бога открывается нам тем отчётливее, чем сильнее Запад загоняет мир в нравственный и духовный кризис. Тема противостояния этому страшному процессу проходит красной нитью через всю Валдайскую речь. Владимир Путин открыто заявляет, что Россия будет жёстко и последовательно отстаивать нормы морали и нравственности, формировавшиеся тысячелетия и уничтожаемые сейчас западной элитой вопреки желаниям даже собственного, западного, большинства. Самый сильный эпизод речи связан именно с этой темой: «Мы видим, как многие евроатлантические страны фактически пошли по пути отказа от своих корней, в том числе и от христианских ценностей, составляющих основу западной цивилизации. Отрицаются нравственные начала и любая традиционная идентичность: национальная, культурная, религиозная или даже половая. Проводится политика, ставящая на один уровень многодетную семью и однополое партнёрство, веру в бога или веру в сатану». Сравнением агрессивной педерастии с сатанизмом Путин бьёт в самое сердце этой нечисти, указывая истинные её истоки.


Отстаивание традиционных ценностей, и прежде всего, христианских — ещё один краеугольный камень заявленной идеологии России. Переоценить его значение, наблюдая за агрессивной дехристианизацией планеты и за тем, как миллионы христиан мира ищут от этого защиты, невозможно. Объявляя себя защитницей Христовой веры и хранительницей его заповедей, Россия объединяет вокруг себя огромные человеческие сообщества и духовные силы со всего мира. И это не просто механистичное следование традициям и красивые слова, но смысловая сердцевина, из которой исходят все остальные.




В том числе и отстаивание международного права и национального суверенитета (ещё одна ключевая позиция идеологии). Противопоставление его так называемому «праву сильного» и унификации всех слабых под стандарты сильного. Путин открыто заявил, что Западу «не нужны суверенные государства, ему нужны вассалы», но что Россия таким вассалом не будет. По сути, речь идёт о противодействии процессу закабаления мира одной силой. Российское государство предлагает концептуальный взгляд, противоположный глобализму — принятие решений на коллективной основе и по справедливости. И подчёркивает, что для России это традиционная позиция, имеющая глубокие исторические корни, исходящая из собственного опыта построения цивилизации «на основе многообразия, гармонии и балансов». 

Государство-цивилизация, развивающаяся, по выражению К.Леонтьева, как «цветущая сложность», во всём своём многообразии, но «скреплённая русским народом, русским языком, русской культурой, Русской православной церковью и другими традиционными религиями России» — ещё один постулат, лежащий в основе национальной идентичности России. Тем самым Путин утверждает уникальность России, её принадлежность самой себе, а не Западу или Востоку. Россия не просто страна или территория, но цивилизация. Судьба, как потом было добавлено. То есть самодостаточный отдельный уникальный мир со своими особенностями в каждом проявлении, в каждый момент истории. Мир хоть и отдельный, но не загороженный забором, не ушедший в подполье, а наоборот — открывающийся перед всеми народами и предлагающий всем им свой богатый опыт преодоления существующих планетарных проблем.

Как, к примеру, проблемы сосуществования разных культур, религий и этносов, необычайно остро вставшую сейчас перед человечеством. И если Запад предложил решение этой проблемы, которую, кстати, во многом сам и создал, через искусственно придуманный и по самой своей сути ложный мультикультурализм, то Россия готова предоставить собственный исторический многовековой опыт мирного существования разных этносов и религий, который Путин обозначил как «многообразие в единстве». Вместо унификации и стандартизации, опостылевшей всему незападному человечеству, предлагается равноправное сотрудничество при сохранении многообразия, со-творчество уникальных культур. И нет сомнений, что идея «многообразия в единстве» вскоре обретёт сотни миллионов своих сторонников, став настоящим противоядием англосаксонскому глобализму.

Не обходится вниманием и способ сохранения этого многообразия в современных условиях, когда человеческое сообщество становится всё более атомизированным и всё менее сакральным. Путин предлагает «формирование гражданской идентичности на основе общих ценностей, патриотического сознания, гражданской ответственности и солидарности, уважения к закону, сопричастности к судьбе Родины без потери связи со своими этническими, религиозными корнями». Другими словами, ощущение гражданина России должно доминировать в идентичности жителя России над религиозными, этническими и прочими идентичностями. Доминировать — не значит уничижать, стирать или тем более быть противопоставленным другим идентичностям. Нет, это взаимозависимые и взаимодополняемые идентичности, самоощущения себя в разных группах. Однако в конечном счёте и при всех прочих равных гражданская идентичность должна стать тем сковывающим Россию фактором, который позволит и православному татарину, и русскому мусульманину, и чеченцу с евреем в самые ответственные моменты почувствовать себя гражданами России и поступить как истинным сынам Отечества.

Воспитание человека как личности и гражданина ставится Путиным в ряд важнейших государственных дел и возлагается на преподавательское сообщество. Заметим — не на идеологов или тем паче на «креативный класс», а на учителей, которые, по точному выражению Владимира Владимировича, остались «важнейшим хранителем общенациональных ценностей, идей и установок». Как известно, учителям уже сейчас государство возвращает некоторые рычаги контроля и управления, с помощью которых оно может влиять на дисциплину учащихся. Когда же государство вернёт учителям полноценные воспитательные функции, именно на них будет возложена величайшая ответственность формирования духовно развитых и нравственно цельных личностей.

Отдельная немаловажная задача, поставленная национальным лидером, — это формирование хозяина, чувствующего ответственность за свою землю, страну, малую Родину, имущество, семью — за всё что вокруг. Принято считать (причём зачастую даже русскими патриотами), что бесхозяйственность есть какая-то чуть ли не генетическая черта русского народа. Между тем, это как есть отклонение от русскости после заражение вирусом инфантильности. Русские всегда любили и умели нести ответственность за всё, что происходит вокруг. Да, нам никогда не стать такими же педантичными и аккуратными в хозяйстве, как немцы, да и не надо стараться — мы берём в хозяйстве другим. Но вернуть ощущение хозяина своей земли — это жизненно необходимо для всех нас. По большому счёту, гражданская ответственность и хозяйственность это и есть одно из проявлений настоящего дельного патриотизма. Говорить красиво о Родине и жить в грязном подъезде — это не патриотизм, но фикция.

Говоря о гражданской позиции, Путин задел тему местного самоуправления. Она слишком большая и сложная, чтобы ждать исчерпывающего разбора в такой концептуальной речи. Но тезисно удалось обозначить один интересный и важный момент. А именно: земская традиция как доморощенная форма самоуправления названа как механизм, способный сформировать национально ориентированную элиту. Даже если эта элита будет оппозиционной власти, главное, чтобы она была не орудием в руках внешних манипуляторов. Эта мысль навскидку, мне кажется, спорной и недоговорённой. Но то, что именно в развитии регионов и активизации гражданских усилий людей на местах власть видит залог ротации элит — здесь сомнений нет никаких.

И последнее. Геополитическое. Всё выше указанное содержание должно иметь форму. Такой формой, судя по завершению Валдайской речи, призван стать Евразийский союз. И хоть в полном его названии стоит слово «экономический», значение Союза куда шире и масштабнее экономических взаимосвязей — «это проект сохранения идентичности народов, исторического евразийского пространства в новом веке и в новом мире», формирование «самостоятельного центра глобального развития, а не периферия для Европы или для Азии». По большому счёту, Евразийский союз, создание которого запланировано на 2015 год, станет для планеты уменьшенным и пробным макетом альтернативного глобализму устройства мира, основой дальнейшего переформатирования мировой архитектуры с целью вывода человечества из зависимости от Запада. А для России — обретение полной самостоятельности, вызов гегемону и выход нашей цивилизации на новую ступень развития, доселе невиданную и обещающую огромные достижения и в то же время риски.


Валдайская речь столь значительна для России и мира, что требует развития. Это призыв к нам с вами. От того, отзовёмся ли мы и насколько сделаем это удачно, зависит наше будущее в самом прямом смысле. Пришло время созидания.


Новости партнеров

Загрузка...

Написать комментарий

Лента Новостей

Загрузка...