
Хрупкое “перемирие” на востоке Украины длится уже 20 дней, за режимом прекращения огня в зоне войны наблюдает миссия Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе, состоящая из 80 наблюдателей.
Констатируется снижение интенсивности огня в 2-3 раза, обмен пленными и доставка гуманитарных грузов, но о полном выполнении положений минского меморандума говорить пока не приходится – констатировал в пятницу посредством видеомоста с московской студией МИА «Россия сегодня» постоянный представитель РФ при ОБСЕ Андрей Келин, находящийся в Вене. «Не все вооружения были отведены в течение суток, как предписано меморандумом от 19 сентября, – отметил он, – перестрелки с трех позиций, в т.ч. со стороны аэропорта, Мариуполя, Дебальцева продолжаются довольно интенсивно». Из данных мониторингового клиринг-центра ясно, что провоцируют их киевские военные, резюмировал посол. Тогда как ВСУ и официальный Киев заявляют, что ополченцы обстреливают сами себя.
В ближайшее время планируется расширить миссию наблюдателей до 350 человек, нарастив их присутствие по пяти секторам зоны боевых действий и оснастить их беспилотными средствами наблюдения, рассказал посол. В настоящее время в деятельности полевой миссии участвует 14 россиян, еще 26 специалистов подали заявление на участие в качестве наблюдателей. Планируется ввести в работу миссии 10 специалистов, управляющих беспилотниками. Как будет выстраиваться эта работа технически и организационно, единого представления пока нет. Высока вероятность, что их постоянно будут сбивать, если обе воюющие стороны не будут заинтересованы в мониторинге ситуации, сказал Келин.
Будут ли расследованы военные преступления
Дипломат подтвердил, что наблюдатели посетили три захоронения на освобожденной украинскими силовиками территории после отвода войск, и зафиксировали в своем докладе обнаружение девяти тел. Руководство ОБСЕ проинформировано в деталях о выводах миссии.
«Мы более 50 раз поднимали вопрос о гуманитарных преступлениях на Украине, нарушении женевских конвенций и правил ведения войны, – отметил дипломат, – но в данном случае речь идет уже о военном преступлении, которое должно быть расследовано и виновные привлечены к ответственности». Хватит ли для этого влияния ОБСЕ, существуют сомнения. Посол напомнил, что аналогичное преступление пятнадцатилетней давности против сербов в Косово, послужившее поводом для натовских бомбардировок Сербии, расследовано до конца не было. Привлеченные ОБСЕ финские патологоанатомы не смогли сделать окончательного заключения о чьей-либо виновности в массовом истреблении мирных людей. Сама организация не имеет мандата на проведение расследований и может лишь привлекать к ним специалистов и уполномоченные организации на основании достаточных данных. «Мы уже пытались это делать в связи с одесской трагедией 2 мая, – пояснил Келин, – тогда руководство ОБЕ обратилось к киевским властям с предложением направить туда международных следователей, экспертов, но ответа так и не получили. Конструктивное сотрудничество отсутствует».
Расследование гибели малазийского Боинга так же не ведется, эксперты и следователи на место крушения не выезжают, несмотря на перемирие и гарантии со стороны ополчения. Выводы следствия делаются по фотографиям, рассказал посол.
О российских войсках на Донбассе
Никаких доказательств и материалов, подтверждающих участие российских войск в войне на стороне ополченцев, никем найдено и представлено не было – подтвердил дипломат. «Существуют специальные механизмы для разбора таких вопросов. В ОБСЕ действует форум по безопасности и сотрудничеству, где собираются военные специалисты, на суд которого предъявляются все материалы и фотодокументы, и мы готовы разбираться по каждому такому случаю. Пока кроме мутных фотографий из Гугла с какими-то танками ничего предъявлено не было».
После нескольких месяцев войны, гибели более 3000 жителей и чудовищных разрушений, ситуация вернулась к тому, с чего началась, – снова идет речь о предоставлении Луганской и Донецкой областям автономии, о статусе русского языка и конституционной реформе – резюмировал посол: «Мы всегда настаивали на том, что нужен диалог». Но власти Украины упорно не идут на прямой диалог с лидерами ЛНР и ДНР, что делает невозможным политическое решение вопроса и окончательного прекращения войны.
Екатерина Чалова
Обращаем ваше внимание что следующие экстремистские и террористические организации, запрещены в Российской Федерации: «Свидетели Иеговы», Национал-Большевистская партия, «Правый сектор», «Украинская повстанческая армия» (УПА), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ, ДАИШ), «Джабхат Фатх аш-Шам», «Джабхат ан-Нусра», «Аль-Каида», «УНА-УНСО», «Талибан», «Меджлис крымско-татарского народа», «Мизантропик Дивижн», «Братство» Корчинского, «Тризуб им. Степана Бандеры», «Организация украинских националистов» (ОУН).
Пенсионер Стронг
Констатация очевидных фактов это уже огромный прогресс для ОБСЕ. До недавнего времени они обходились лишь умалчиванием фактов или вообще их искажением. Такими темпами мы можем дождаться от них и каких то ощутимых действий, ведь конфликт на Украине еще долго не прекратится.