Гора предвыборной активности «команды Навального» родила митинговую мышь
9 сентября, на следующий день после победного концерта избранного мэра Москвы Сергея Собянина на Болотной площади, там же провела свой сбор и «секта братьев Навального». Оппозиционный митинг позиционировался его организаторами чуть ли не как «последний и решительный бой» за власть. Каким же он оказался на самом деле?
Вечером в минувший понедельник, по окончании работы офисных клерков, торговцев и предпринимателей, на «Болоте» собралась довольно рыхлая, благодушная толпа москвичей и гостей столицы численностью примерно в 10—15 тысяч человек. По разговорам людей было понятно, что пришли они не протестовать – ибо практически все признают, что эти выборы оказались на редкость прозрачными – а потусоваться безветренным солнечным вечерком в центре столицы, на бесплатном развлекательном мероприятии.
За несколько часов до митинга Алексей Навальный, главный конкурент Сергея Собянина на выборах, призвал своих сторонников собраться на санкционированную акцию протеста против результатов выборов, чтобы всем вместе «дождаться результатов переговоров» с кандидатом-победителем. Навальный заявил, что готов провести переговоры со своим главным конкурентом, чтобы потребовать пересчёта голосов, анализа видеозаписей на «проблемных» участках и проверку реестров заявок для голосования на дому.
В штабе Навального были уверены, что Собянину «натянули» два процента голосов с помощью «инвалидного способа голосования», что помогло избежать второго тура выборов, на котором Навальный «уж точно бы его победил». Ну а чтобы хоть чем-то подтвердить свою уверенность, представители креативного штаба в преддверии митинга, что называется, били копытом, обещая «призвать москвичей к акциям гражданского неповиновения», если столичные власти откажутся от переговоров. И сам Навальный уверял тогда же: «Мы в состоянии придумать акции гражданского неповиновения, эффективные в условиях огромного скопления силовых структур!» Словом, готовилась как минимум Парижская коммуна, не иначе.
Вдоль набережной выстроились ПТС-ки телекомпаний. Журналисты заняли удобные для трансляций точки в ожидании протестных действий – стычек с полицией и швыряния асфальта, сидения на мостовой и похода на Кремль, мэрию или, на худой конец, ЦИК. Для чего ещё, по логике вещей, оппозиционному кандидату, не признавшему результатов выборов, понадобилось собирать толпу? Оказалось, чтобы… поздравить её с победой.
Спустя сорок минут после объявленного времени сбора митинг, наконец, начался. Перед собравшимися один за другим стали выступать штабисты Алексея Навального, взахлёб делясь своими впечатлениями от победоносной избирательной кампании. Они называли своего лидера «будущим президентом страны» и время от времени скандировали: «Сво-бо-да!», «Вто-рой-тур!», «Мы-здесь-власть!» и «Пу-тин-вор!». Ораторы митинга настойчиво утверждали, что их кандидат был поддержан «каждым третьим московским избирателем», забывая уточнять, что только треть этих избирателей приняла участие в выборах. Самого Навального нигде не было видно.
Когда уже стало темнеть, навальновский начштаба Леонид Волков ликующим голосом возгласил, что поступила «молния» от Мосизбиркома: там – ура! – готовы рассмотреть жалобы Навального на результаты голосования. Эту новость организаторы представили как величайшее достижение кампании и яркий успех самого митинга. «Дожидаться результатов переговоров» с Собяниным, которые ещё даже не были запланированы, оппозиционеры посчитали излишним.
Наконец, перед редеющей толпой явился сам Навальный. Пытаясь красиво свернуть протест, он возвестил с трибуны: «Некоторые из вас, наверное, ждут, что я призову оставаться здесь, на этой площади. Но если мы призываем не врать и не воровать, то и я не собираюсь вводить вас в заблуждение. И если я звал вас на этот митинг, чтобы обсуждать результаты выборов и поддержать наш ультиматум, то ровно этого мы сегодня и добились! Я не хотел бы вас втягивать туда, куда не звал. Спасибо вам большое, это настоящая победа!»
Впечатление от спича Навального оказалось двойственным. Многие участники митинга впоследствии написали в своих блогах, что испытали явное разочарование от этой бестолковой акции и, в особенности, – от преувеличенного оптимизма её организаторов. Впрочем, готовности устроить акции гражданского неповиновения в митинговой толпе действительно не наблюдалось – и то хорошо.
Выборы показали, что Навальный способен повести за собой большое количество людей на митинги и на выборы, оставив далеко позади «системную» оппозицию: ЛДПР, КПРФ, «Справедливую Россию» и «Яблоко». Стало очевидным и то, что электорат этих дряхлеющих партий массово перетекает в число сторонников Навального. Вот только что с этим электоратом делать, новый «большой оппозиционер» ещё, видимо, сам не понял.
«Когда-нибудь я позову вас переворачивать автомобили, зажигать файеры и ночевать на асфальте!» – в очередной раз пообещал Алексей на прощанье. Когда-нибудь, потом… А пока – всем спасибо, все свободны.
Обращаем ваше внимание что следующие экстремистские и террористические организации, запрещены в Российской Федерации: «Свидетели Иеговы», Национал-Большевистская партия, «Правый сектор», «Украинская повстанческая армия» (УПА), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ, ДАИШ), «Джабхат Фатх аш-Шам», «Джабхат ан-Нусра», «Аль-Каида», «УНА-УНСО», «Талибан», «Меджлис крымско-татарского народа», «Мизантропик Дивижн», «Братство» Корчинского, «Тризуб им. Степана Бандеры», «Организация украинских националистов» (ОУН).