
«Если перегибать палку, она может превратиться в бумеранг». Наши эксперты – Михаил ХАЗИН, Андрей КОБЯКОВ и Михаил ДЕЛЯГИН рассуждают о санкциях.
Проблема «крымско-украинских» санкций Запада против России была вполне ожидаемой и многогранной. Во всяком случае, совершенно понятно, что неоднократные телефонные переговоры президента РФ Владимира Путина и с Бараком Обамой, и с Дэвидом Кэмероном, и с Ангелой Меркель, и с другими мировыми лидерами, посвящённые обсуждению ситуации на Украине и в Крыму, не обходили эту проблему стороной. И если в результате всех этих переговоров политическое руководство нашей страны приняло решение о целесообразности воссоединения Крыма и Севастополя с Россией, никакие возможные санкции этому решению не воспрепятствовали.
Тем более что никакого «вторжения» или «агрессии» со стороны России на территорию Крымского полуострова не было и нет, а возможность провокаций киевских ультранационалистов против Черноморского флота РФ, более чем вероятных в случае сохранения Крыма в составе Украины, теперь исключена практически полностью. А ведь такого рода конфликты в Крыму могли стать причиной куда более масштабного вооружённого противостояния не только между Россией и Украиной, но и с подключением блока НАТО и так далее.
Теперь США устами Барака Обамы заявили, что не будут начинать войну с Россией из-за Украины, однако пакет антироссийских санкций был введён в действие, как Соединёнными Штатами, так и Евросоюзом — с заявленной возможностью их расширения и ужесточения в случае «эскалации украинского конфликта».
Ниже мы приводим мнения известных отечественных экономистов о том, чем и как Россия может и должна ответить на санкции Запада в контексте нынешней глобальной финансово-экономической и военно-политической ситуации.
МИХАИЛ ХАЗИН.
Санкции против России, введённые США и Евросоюзом, выглядят несколько карикатурными. Именно так они были восприняты не только американскими «ястребами», но и всем миром. Приведу несколько свидетельств.
«Резко растущая популярность Путина намного яснее выражена в России, чем его дурная слава в Вашингтоне. Его не везде любят, но он повсеместно пользуется авторитетом. В мировой политике этого достаточно… Напротив, Америка при Обаме утрачивает авторитет в сфере как военного, так и экономического влияния», — писал в Washington Times семь раз избиравшийся в конгресс США от штата Оклахома (1993—2007) республиканец Эрнест Истук, ныне один из руководителей известного Heritage Foundation.
Чарльз Краутхаммер, выступая на телеканале Fox News, утверждал, что «Над ним [Обамой] потешаются, особенно русские, потому что его заявление и его политика смехотворны… У него не так много козырей, но какие-то всё же имеются. И если он думает, что наложить санкции на семерых русских из населения в 140 миллионов — это настоящие санкции, то он живёт в каком-то потустороннем мире».
«Наверное, даже Путин не ожидал, что западные санкции будут столь слабосильными», — предполагала Wall Street Journal, отмечая, что никто из ближайшего окружения Путина, реально влияющего на решения Кремля, в «список Обамы» не попал.
Барак Обама не просто прислушался к подобному мнению своих политических оппонентов, но и сделал ровно то, что они ему предложили: теперь, после того, как Крым и Севастополь воссоединились с Россией, санкции могут ввести против Владимира Якунина, Геннадия Тимченко, Аркадия и Бориса Ротенбергов, а также Юрия Ковальчука. Пресс-секретарь Белого дома Джей Карни не исключил, что под санкции попадёт и сам президент РФ Владимир Путин.
Забавнее всего, что именно эти фамилии были названы в публикации Алексея Навального в New York Times. Поскольку предположить, что 44-й президент Соединённых Штатов выполняет указания видного российского оппозиционера, столь же нелепо, как предполагать, будто хвост вертит собакой, данная ситуация яснее ясного указывает на то, что для тех, кто реально принимает решения в США, Навальный и Обама — фигуры примерно одного ряда.
Бывший посол США в России Майкл Макфол уже оправдывает Обаму в Time: «Владимир Путин вторгся в Крым и аннексировал его. Вместо того чтобы осудить его за этот возмутительный поступок, некоторые считают более важным обвинить в трагедии президента Обаму. Подобный анализ — ущербный… История понятна и последовательна. Неважно, демократ или республиканец, ни один американский президент ни разу за последние 70 лет не сумел предотвратить военное вторжение в Восточную Европу… Обсуждение слабости Обамы лишь выставляет слабой всю нашу страну».
Причина тому проста и понятна. Очень трудно претендовать на то, чтобы управлять всем миром и указывать всему миру правила игры, занимая по триллиону долларов в год. Ценные советы Америки столько уже не стоят.
«Если принять во внимание снижение международного спроса, систематическое разграбление украинской казны государственным аппаратом и полное отсутствие сбережений у местного населения (средняя зарплата по стране составляет 308 долларов), становится совершенно очевидно, что Европе и США достаётся в наследство обескровленная экономика, выжить которой до настоящего времени удавалось исключительно благодаря российским вливаниям. И раз восточный канал теперь перекрыт, то инъекции придётся обеспечить западным странам», — пишет французский политолог Рене Дзагоян.
К этому на Западе вряд ли готовы, но любые санкции против России не заменят помощь Украине. При этом повторюсь, что в мире есть весьма влиятельные силы, включая крупные международные банки, в чьих интересах — устроить крупный финансовый кризис, который послужит основанием для списания их пассивов (то есть наших с вами денег), а обвинить в этом Россию.
АНДРЕЙ КОБЯКОВ.
Согласно моим расчётам, экспортно-импортная квота российской экономики, то есть доля экспорта и импорта в национальном валовом продукте, сейчас примерно вдвое превышает оптимальные для нашей страны показатели. И санкции Запада заставят задуматься не только об импортзамещении, но и о том, чтобы всё большую часть российского сырья перерабатывать внутри страны, то есть продавать за рубеж продукцию более высоких переделов, что, разумеется, потребует изменения налоговой и кредитной политики государства.
Резкое снижение темпов экономического роста в России за последние полтора—два года, думаю, было неприятным сюрпризом для руководства страны, однако оно доказало очевидную истину — возможности модели, основанной на экспорте сырья, полностью исчерпаны.
Введение санкций только подтолкнёт окончательный отказ России от этой сырьевой модели экономики, поможет ей возвратиться из когорты поставщиков сырья для более развитых экономик в число этих самых развитых экономик.
Нельзя также исключить возможности того, что антироссийские санкции со стороны США и Евросоюза станут своего рода «реле» или «триггером» для запуска «второй волны» глобального системного кризиса, «первая волна» которого прошла в 2008—2010 годах и от которого мир, по большому счёту, до сих пор не оправился.
Именно об этом Пекин официально предупреждал и Вашингтон, и Берлин, и Лондон. Если Запад начнёт перегибать палку санкций, она может превратиться в бумеранг, который больно ударит по всей мировой экономике, но больнее всего — именно по западной.
МИХАИЛ ДЕЛЯГИН.
Я уже не раз говорил о том, что санкции Запада — колоссальное благо для России, особенно если нашу страну исключат из ВТО. Это будет означать избавление отечественной экономики от кабальных условий пребывания в этой структуре. Это будет означать прекращение спада инвестиционной и производственной активности в нашей стране, ослабление оттока капитала, возобновление роста в агропромышленном комплексе, в машиностроении, особенно — в сельскохозяйственном, в части химического комплекса и в лёгкой промышленности.
Сама постановка вопроса о санкциях, тем более их введение, которое уже состоялось, пусть и в минимальных пока масштабах, требует от нас начала активной работы по созданию собственной международной системы межбанковских расчётов, разрушающей монополию SWIFT (в чём нас поддержат Иран, Китай и многие страны Юго-Восточной Азии). Также абсолютно необходимо в ответ на санкции заявить о снижении доли долларов и выраженных в долларах ценных бумаг с нынешних 45% в золотовалютных резервах России до 5—10%.
Не стоит также забывать, что сегодня американского бизнеса в России на несколько порядков больше, чем российского — в США. «Кока-кола», «Пепси-кола», «Макдональдс» и другие фаст-фуды, банки типа Citigroup, IT-компании типа Microsoft, хайтек-компании типа «Боинга», куриные окорочка и свинина, кукуруза и так далее, и тому подобное. У нас импорт из США по итогам 2013 года — свыше $16 млрд, торговый дефицит — больше $5 млрд. Не бог весть что, но там ведь считать умеют, и каждый миллиард на счету.
С Европой — ещё проще. Великобритания не только заявила, что санкции против России — глупость, но и намерена дальше развивать с нами контакты, особенно в сфере энергетики. Ангела Меркель, по-моему, только рада тому, что США начали конфликт с Россией по поводу Украины, и санкции Евросоюза, по сравнению с американскими, будут ещё менее значимыми. Хотя заявлять о них они будут громко и жёстко. Но без российских нефти и газа Германия потеряет около 300 тысяч рабочих мест. Для правящей коалиции христиан-демократов это будет означать неминуемое поражение на выборах, и не случайно их оппоненты в бундестаге максимально громко выступают против санкций.
В конце концов, есть Китай, который может «закрыть», самостоятельно или как посредник, любые «ниши», чувствительные или даже критические для российской экономики в результате применения западных санкций.
Теперь мы знаем, что страшные репрессии (в отношении одного банка, 20 человек и неустановленных «ключевых отраслей» экономики РФ) вступят в силу лишь в том случае, если Россия воссоединится не только с Крымом, но и с Югом и Востоком Украины.
По-моему, тем самым Барак Обама сделал президенту России вполне внятное коммерческое предложение: забирайте у этих нациков всё, что считаете нужным, — а мы за это для сохранения лица отдавим вам мозоль, но только одну и заранее указанную. По-моему, отличное предложение: им нужно воспользоваться.
Обращаем ваше внимание что следующие экстремистские и террористические организации, запрещены в Российской Федерации: «Свидетели Иеговы», Национал-Большевистская партия, «Правый сектор», «Украинская повстанческая армия» (УПА), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ, ДАИШ), «Джабхат Фатх аш-Шам», «Джабхат ан-Нусра», «Аль-Каида», «УНА-УНСО», «Талибан», «Меджлис крымско-татарского народа», «Мизантропик Дивижн», «Братство» Корчинского, «Тризуб им. Степана Бандеры», «Организация украинских националистов» (ОУН).